- Моро Младший
- , Жан Мишель (Moreau, Jean-Michel Le Jeune) 1741, Париж — 1814, Париж. Французский гравер и рисовальщик, брат Луи-Габриэля. Учился у живописца и гравера Л.-Ж. Ле Лоррена. Вместе с учителем отправился в Санкт-Петербург (1757—1759). По возвращении в Париж поступил на обучение к граверу Ле Ба. В 1770 посетил Италию; с 1781 — официальный гравер и рисовальщик при дворе короля Людовика XVI и член Академии художеств. В начале своей карьеры Моро работает над репродукциями картин и рисунков других мастеров в технике гравюры, что пользовалось в ту эпоху большим спросом. Затем начинает создавать самостоятельные произведения. Графическое наследие Моро Младшего огромно — около 200 000 рисунков, офортов (отчасти он работал над переводом в гравюру рисунков сам, отчасти ему помогали Пата, Хелман, Романе и др.). Блестящий рисовальщик, Моро запечатлел последнее 30-летие старого режима. Его произведения можно разделить на несколько разделов: серии, посвященные событиям исторического характера; хроника быта, нравов, костюмов эпохи; иллюстрации к литературным произведениям, мастерски выполненные виньетки и т. д. Перед нами во всех подробностях предстает частная и официальная жизнь королевской семьи и двора — празднества, приемы, балы: Иллюминация в парке Версаля по случаю свадьбы дофина (1770), Праздник в Лувесьенне (1771, оба — Париж, Лувр, Кабинет рисунков) — ужин, данный в честь Людовика XV его фавориткой мадам Дюбарри. Достоинство Моро в умении передать атмосферу радостного, беззаботного веселья (История дома Бурбонов, 1772—1788; Коронование лавровым венком Вольтера во Французском театре в 1778 году и др.). События и персонажи запечатлены с документальной точностью, линии рисунка поражают тонким изяществом, с особым мастерством художник передает эффекты светотени. Моро оставил подлинную "летопись в гравюре" изменчивой моды своего времени: Памятник, посвященный костюму в нескольких сериях, создаваемых в 1777—1778 и 1783. Он снабдил прекрасными иллюстрациями и виньетками сочинения Р. де Ла Бретона, посвященные жизни светской придворной молодежи (Дама при дворе королевы), а также Песни Б. де Лаборда (1773), произведения Ж.-Ж. Руссо (1774—1783), Вольтера (1782—1789).Лит.: Boucher E. Le Catalogue de l’?uvre de Moreau Le Jeune. Paris, 1882.В. Стародубова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.